Образовательный процесс

Обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса

ч

Требования по обеспечению безопасности в помещении учреждения дошкольного образования

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных ёмкостях в недоступном для воспитанников месте.

Педагоги обеспечивают безопасность пособий для занятий (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.); растения уголка природы размещаются на стеллажах с креплениями по краю; педагоги следят за тем, чтобы дети не брали в рот предметы, незнакомые растения; не допускают переохлаждения и перегрева воспитанников; после прогулки выносной материал обрабатывается;

Воспитатели совместно с музыкальным руководителем и руководителем физвоспитания организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой и другими предметами.  Важно соблюдать элементарные правила гигиены. У каждого воспитанника должны быть индивидуальная зубная щётка, расчёска и полотенце.

Нельзя привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе; оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры. 

Место воспитателя, его стол, должны всегда содержаться в порядке. Нельзя держать на виду острые предметы (иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги и прочее). Для работы нужно использовать ножницы только с тупыми концами. Также категорически запрещается закалывать свою одежду булавками и иголками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в карманах не было острых и бьющихся предметов. Разрешается носить туфли только на низком каблуке. Нельзя держать в помещении лекарственные средства, особенно в поле зрения детей. Аптечка должна находиться в определенном месте, вне досягаемости ребёнка. Содержать она должна только зеленку, йод, перекись, бинт, вату, лейкопластырь.

Иногда могут возникнуть ситуации, когда ребёнку срочно понадобится медицинская помощь. В этом случае мероприятия по оказанию неотложной помощи до приезда скорой оказывает медицинский работник, а если его нет – воспитатель.

В начале и в конце рабочего дня в обязанности воспитателя входит проверка группы и участка. Необходимо выключить все электрические приборы, проветрить помещение, после чего закрыть все окна и форточки. После того как родители забрали последнего ребёнка, воспитателю необходимо подготовить материал для занятий на следующий день. Важно продумать его заранее.

Правила безопасности в учреждении дошкольного образования во время аварийных ситуаций.

Во время возникновения чрезвычайной ситуации нельзя поддаваться панике. Это может быть авария, пожар, стихийное бедствие. Первоначальная задача каждого – спасти детей своей группы, после чего доложить о результатах заведующему учреждения или заместителю заведующего по основной деятельности. Очень важно чётко выполнять все их указания. Каждый воспитатель должен понимать, что несёт большую ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Эвакуационные входы и выходы не должны быть завалены ненужными предметами. Важно держать двери закрытыми изнутри с помощью небольшого, легко открывающегося засова. Подход к двери должен быть свободным. В случае если огонь проник в комнату, окна открывать нельзя, потому что из-за сквозняка возможно обильное возгорание. Чтобы быстрее выбраться из горящего помещения, нужно встать на четвереньки и ползти к выходу, прикрывая в этот момент нос и рот мокрой тканью. Если во время пожара загорелась одежда ребёнка, его нужно обернуть мокрой тканью и прижать ткань к телу, чтобы прекратить проникновение кислорода. Ни в коем случае нельзя пользоваться огнетушителем для тушения одежды. Из-за этого могут возникнуть дополнительные химические ожоги. Поиск детей в горящем помещении прекращается только в том случае, если проверены все помещения детского сада.

В случае аварийной ситуации или пожара дети выводятся на игровой участок и сообщается заведующему или в случае его отсутствия заместителю о результатах эвакуации из помещения.

Нельзя использовать в группах, где находятся дети, электрокипятильники и чайники, а также устраивать в нежилых помещениях склады макулатуры или хранить легковоспламеняющиеся металлы и строительные материалы. Нельзя устраивать в закрытых помещениях фейерверки и зажигать свечи, бенгальские огни.

 

Требования безопасности к оснащению территории учреждения дошкольного образования

Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели ежедневно должны вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть  без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть надёжно закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпание песком.

Требования к организации и проведению образовательной работы с воспитанниками по формированию основ безопасного поведения

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. 

На всех занятиях особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.  Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. 

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. 

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).   Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение. 

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. 

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей. 

В каждой возрастной группе должен быть оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей, подобраны рекомендации для родителей. Материалы периодически должны меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью. 

Обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников при использовании спортивных снарядов и физкультурного оборудования:

- исключить использование чешек для спортивной обуви, спортивная обувь должна быть с резиновой подошвой;

- недопустимо оставление детей одних, без присмотра около спортивных снарядов;

- при выполнении упражнений на спортивных снарядах крепко держаться за них, не раскачиваться как на качелях;

- нельзя приземляться на одну ногу при преодолении препятствия с прямого разбега, после длительного бега резко останавливаться, спускаться с горки на санках, если на дорожке находиться кто-нибудь из детей, при выполнении кувырка вперёд становиться на голову, становиться на мяч двумя или одной ногой, кататься на санках лёжа на животе, переносить тяжести детьми весом более 2-2,5 кг.;

- необходимо развивать чувство самостраховки у воспитанников, при страховке на одном из снарядов взрослый должен стоять так, чтобы в поле зрения держать всю группу, во время прыжков с высоты или на твёрдую основу необходимо на пол класть два поролоновых мата;

- необходимо использовать поддержку ребёнка взрослым при соскоке после виса на перекладине;

- все предметы физкультурного оборудования должны быть гладко выструганными, не иметь трещин, с гладкими углами, два раза в год проводятся приёмочные испытания спортивного оборудования, составляется акт – разрешение на проведение занятий по физкультуре, на каждом спортивном оборудовании должен быть маркер «оборудование испытано и готово к эксплуатации» с датой проведения эксплуатации;

- следует систематически проверять крепления спортивных снарядов, а также крепления основных стоек к стене и потолку, полосу препятствий из спортивных снарядов нужно располагать по краям площадки, чтобы в поле зрения были все дети;

- оборудование должно быть безопасным и надёжно закреплено, на спортивных площадках почва должна быть ровной и утрамбованной, без ямок и бугорков и выпирающих корней деревьев;

- пол в спортивном зале к началу занятия должен быть сухим и чистым;

- лыжный инвентарь необходимо подбирать в соответствии с ростом детей (палки лёгкими, прочными, иметь петли для хвата руками, острые для упора в ограничительное кольцо); крепление лыж к обуви – удобное и надёжное;

- во избежании путаницы, лыжи и ботинки к ним должны иметь номер и букву отличия на лыже (правая – «п»); лыжи дети должны переносить в вертикальном положении с захватом под ремешок или под пятку, чтобы не задевать ими друг друга;

- в зимнее время площадки регулярно должны очищаться от снега;

- осуществление контроля за величиной нагрузок и состоянием организма по внешним признакам;

- в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья ребёнка необходимо уже с 3-летнего возраста учить правилам пользования спортивным инвентарём, помимо объяснений, следует давать детям возможность почувствовать правильную и неправильную технику захвата и постановки ног, чтобы они могли применить самостраховку и освоить технику безопасности;

- при выполнении упражнений с предметами следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

 

Требования по обеспечению безопасности при организации прогулки:

- помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми и при необходимости прийти на помощь;

- обязанность воспитателя – следить за температурным режимом и в соответствии с погодными и температурными условиями следить за одеждой детей и за тем, чтобы у ребёнка был головной убор;

- предварительно перед прогулкой необходимо осмотреть участок на предмет безопасности;

- хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке разрешается только после осмотра территории воспитателем на безопасность;

- игры с песком в песочнице допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком;

- воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная);

- для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малой в зависимости от плана проведения прогулки;

- обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.;

- не разрешается проводить игры около водоемов, прогулки возле проезжей части дороги;

- не допускается организации прогулки на одном игровом участке одновременно двум группам воспитанников;

- не оставлять детей во время прогулок без наблюдения воспитателя;

- запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду;

- воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуска с крыльца;

- запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям;

- воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей);

- в случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен срочно сообщить об этом заведующему, родителям (или законным представителям), в отделение полиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду;

- при несчастном случае воспитатель должен оказать ребенку первую медицинскую помощь, немедленно сообщить об этом заведующему, медицинской сестре, родителям, при необходимости вызвать врача и доставить ребенка в больницу.

 

Требования безопасности во время экскурсии

- При проведении экскурсий предварительно осмотреть маршрут движения детей с целью безопасного пребывания (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

- При проведении экскурсий, пеших прогулок за пределы территории детского сада воспитатель берет с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

- При проведении пеших прогулок, экскурсий воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная)

- Согласовать с медсестрой возможность выхода на прогулку, экскурсию в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности.

- Поставить в известность заведующего, медсестру о готовящейся экскурсии, прогулке за пределы территории учреждения

- Необходимо знать списочный состав детей перед выходом на прогулку, экскурсию, и по возвращении в детский сад.

- Осмотреть одежду, обувь детей на соответствие погодным условиям, В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы.

- Соблюдать питьевой режим, есть только мытые фрукты, ягоды, корнеплоды.

- Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время экскурсии необходимо чередовать виды деятельности.

- Обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.

- Не разрешается проводить прогулки, экскурсии, игры около водоемов, возле проезжей части дороги.

- При переходе дороги необходимо разъяснять детям правила поведения.

- Не оставлять детей во время прогулок, экскурсии детей без наблюдения воспитателя.

 

Требования безопасности во время организации труда детей на   огороде, в цветнике.

- При организации труда детей воспитатель напоминает воспитанникам правила пользования инвентарем, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ.

- При организации детского труда используют только исправный инвентарь.

- Проверить состояние инвентаря для труда на предмет их травмированности для детей.

- Не оставлять детей во время труда без наблюдения воспитателя.

- Не сжигать мусор, опавшие листья на участке во избежание ожогов, пожаров.

- Запрещается воспитанникам трогать руками опасных и ядовитых животных, колючие растения, пробовать на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.

- Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора) производить только с помощью граблей, метелок, совков, не собирать мусор незащищенными руками.

 

Требования безопасности по окончании прогулки, экскурсии, труда на огороде, игровом участке, в цветнике

- Проверить наличие воспитанников

- Очистить верхнюю одежду детей, обувь от снега, грязи, песка.

- Привести в порядок выносной материал, орудие труда (очистить от земли, песка, снега)

- Организовать спокойный заход детей в помещение детского сада под присмотром воспитателя и помощника воспитателя.

- Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время года.

- Проверить, как дети сложили в шкафчики одежду. При необходимости переодеть ребенка в чистое сухое белье.

- Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

- Вымыть и убрать в специальное отведенное место выносной игровой материал.

 

Основные требования по обеспечению безопасных условий для воспитанников при проведении занятий по аппликации

- перед проведением занятия напоминать детям правила безопасного поведения;

- держать в поле зрения всех детей;

- ножницы должны быть с тупыми концами;

- ножницы (не во время занятия) должны находиться в недоступном для детей месте;

- обучение воспитанников безопасной работе с ножницами;

- использование крахмального клея или из пшеничной муки, который варят утром и разливают остывшим;

- исключение использования клея ПВА;

- по окончании работы необходимо следует привести в порядок свое рабочее место, пособия, оборудование, использованное на занятии в специально предназначенные места.

 

Основные требования по обеспечению безопасных условий для воспитанников при проведении занятий по рисованию

- держать в поле зрения всех детей;

- карандаши должны размещаться лёжа;

- обращать внимание на то, как дети держат карандаш;

- вода наливается не в стеклянную ёмкость.

 

Требования к организации питания

- приносить пищу из пищеблока нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей;

- во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов;

- запрещается приносить в групповые комнаты кипяток;

- температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 50 °С;

- во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов;

- во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов;

- запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.

 
свернуть

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методическое письмо к новому 2023/2024 учебному году

28.08.2023

Образовательный процесс 2023/2024 учебный год

Образовательный процесс 2023/2024 учебный год

ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД:

  1. Продолжать формировать представления о родном крае, традициям белорусского народа у детей дошкольного возраста, посредством художественной деятельности.
  2. Формировать у дошкольников потребность к здоровому образу жизни, используя эффективные методы и приемы физического воспитания, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы

 

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, разностороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребёнка к жизни в современном обществе.

 

 

    Пособия для педагогов учреждений дошкольного образования

Перечни учебных изданий

       Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230 

    https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty/Положение_об%20УДО.pdf 

 

 

свернуть

Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-3 "Об изменении Кодекса Республики об образовании"

Кодекс Республики Беларусь об образовании Обновленный Кодекс Республики Беларусь об образовании

Перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, для использования в 2022/2023 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования развернуть

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15.08.2019 № 139 «Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі»

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 08.08.2022 № 235 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. № 139»

Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання

«Специальное образование» "Инклюзивная культура"

22.11.2022

Реализация идеи инклюзивного образования — одно из приоритетных направлений развития национальной системы образования Республики Беларусь. В основе инклюзии лежит механизм «включения» ребёнка с особенностями психофизического развития (ОПФР) в общеобразовательную среду, что впоследствии обеспечит его интеграцию в общество. Инклюзивное образование призвано решить не только проблему повышения социального статуса и защищенности детей с ОПФР, но и создать наиболее безопасные и комфортные условия обучения и развития.

Инклюзивное образование начинается с формирования инклюзивной культуры, которая характеризуется принятием и разделением всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, учениками, воспитанниками, родителями, администрацией школы, детского сада) инклюзивных ценностей, а также «созданием безопасного терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой для общих достижений».

 

Полезная  информация:

«Родительский клуб»

https://rc.bspu.by/%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%ba%d0%bb%d1%83%d0%b1/ 

 

«Полезные книги» 

https://iio.bspu.by/spisok-knig 

 

«Фильмы»

 

https://iio.bspu.by/hudozhestvennye-filmy-poleznye-filmy 

 

«Реальные истории людей»

https://iio.bspu.by/realnye-istorii-i-sobytiya 

 

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ,

ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ,

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ,

ГДЕ ДЕТИ ПРИЗНАНЫ НАХОДЯЩИМИСЯ

 В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящие Методические рекомендации определяют порядок действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, механизм межведомственного взаимодействия в вопросах проведения социального расследования и организации работы с семьями. В настоящих Методических рекомендациях используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление № 22).

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ

Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

Подтвердили свою эффективность такие межведомственные профилактические акции, как «Дом без насилия», «Семья без насилия», «За безопасность вместе» и др.

Результаты межведомственных акций целесообразно рассматривать на заседаниях координационных советов, создаваемых в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18(далее – координационные советы).

Ключевая роль в системе раннего обнаружения неблагополучия семей, где воспитываются новорожденные дети и дети дошкольного возраста, не посещающие учреждения образования, принадлежит медицинским работникам, которые при оказании медицинской помощи выявляют:

семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности или для жизни и здоровья новорожденного (несовершеннолетнего);

несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения;

несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей;

лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей и злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами.

Такая деятельность осуществляется медицинскими работниками при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе:

при постановке женщин на учет по беременности;

в ходе патронажа медицинского работника новорожденных, детей раннего возраста и детей-инвалидов;

при обращении за медицинской помощью в организацию здравоохранения или при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка.

При обучении (воспитании) детей в учреждениях образования изучение особенностей семейного воспитания воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.

Посещение семей не должно носить формальный характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.

В отношении иногородних обучающихся учреждений профессионально-технического, среднего-специального, высшего образования (далее – УПО), родители которых проживают на территории иной административной единицы, кураторам (мастерам производственного обучения) совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС), воспитателями, иными субъектами воспитательного процесса необходимо провести изучение особенностей семейного воспитания с использованием наблюдения, индивидуальных бесед с обучающимся, его родителями (при заселении в общежитие, на родительских собраниях), диагностики по изучению внутрисемейных отношений.

При проведении бесед, наблюдении необходимо обращать внимание на наличие следующих показателей у обучающегося:

неуважительно отзывается о своих родителях;

отсутствует одежда соответственно сезону, возрасту, необходимые предметы обихода и т.п.;

в выходные и праздничные дни практически не ездит к родителям;

систематически возвращается от родителей агрессивным, раздраженным, подавленным, расстроенным и т.п.;

родители практически не заботятся о материальном обеспечении ребенка;

родители уклоняются от общения с педагогами УПО, не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка в учреждении, его обучением, условиями проживания и т.п.;

установлен факт совершения противоправного действия в период нахождения у родителей;

имеется информация о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в отношении других несовершеннолетних детей и т.п.

Справочно:

Для проведения диагностики рекомендуется использовать следующие методики:

Педагогу-психологу:

методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) позволяет осуществить первичную диагностику особенностей развития личности, выявления факторов риска: отношения в семье; агрессивность; недоверие к людям; неуверенность в себе; акцентуации характера;

метод «Незаконченные предложения» (Л. Сакс и В. Леви) – помогает выявить систему личностных отношений, отношений обучающегося к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Педагогу социальному, куратору учебной группы, воспитателю:

методика «Анализ семейной тревоги» (АСТ) определяет «чувство вины в семье», «чувство тревоги», «нервно-психическое напряжение», «интегральный показатель семейной тревоги как типового семейного состояния»;

методика «Подростки о родителях» (Л.И.Вассерман, И.А.Горькова, Е.Е.Ромицына) позволяет изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте.

Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.

Отметка о посещении обучающихся на дому вносится педагогическими работниками:

воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках;

классным руководителем в классном журнале;

куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы .

Специалисты социально-педагогических центров (далее – СПЦ) результаты посещений несовершеннолетнего на дому отражают в графе 6 Журнала учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования), государственных органов и иных организаций, от граждан (приложение 1).

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).

О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информируют администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан (приложение 1). Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.

При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации администрация УПО инициирует проведение социального расследования по месту проживания родителей несовершеннолетнего обучающегося.

При посещении семей в рамках осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними сотрудникам территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД) необходимо предварительно уточнить информацию о совместно проживающих в семье гражданах; наличии либо отсутствии обращений в ОВД по фактам совершения в семье правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений; месте работы взрослых членов семьи; привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной и (или) уголовной ответственности; наличии зарегистрированного оружия;

В ходе посещения семей сотруднику ОВД необходимо обратить внимание на:

эмоциональное состояние и поведение ребенка (при появлении посторонних проявляет зажатость, скованность, признаки агрессии, запуганность, не идет на контакт, наличие стресса, агрессивности, подавленности, при вопросах вместо ответа начинает плакать, в разговоре использует ненормативную лексику);

физическое состояние детей (наличие телесных повреждений, гематом или ссадин);

физическое состояние родителей (алкогольное или наркотическое опьянение, инвалидность);

взаимоотношения между родителями – (агрессия, обида, оскорбления);

нахождение и проживание посторонних лиц в жилище;

наличие:

предметов, указывающих на потребление родителями или иными лицами в жилом помещении алкогольных напитков (пустые бутылки из-под спиртного и лекарственных средств, характерный запах алкоголя);

наркотических средств, психотропных веществ и т.д. (шприцы, пакетики с веществами неясной этиологии, таблетки и т.д.);

колющих и режущих предметов в неустановленных местах;

наличие огнеопасных предметов в местах общего пользования (спички, зажигалки, сигареты);

животных, представляющих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних;

у родителей документов, удостоверяющих личность, регистрации по месту жительства (пребывания), у иностранных граждан или лиц без гражданства – документов, подтверждающих законность пребывания (проживания) на территории Республики Беларусь (если ранее такие документы не проверялись).

Специалисты органов по труду, занятости и социальной защите выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагоприятной для них обстановке, при обращении родителей за назначением пенсий, пособий. Специалист, ведущий прием граждан, изучает представленные документы, анализирует состав семьи, обращает внимание на внешний вид заявителя (опрятность, психологическое состояние и др.), информирует о возможных видах помощи в сфере социальной защиты. 

Специалисты территориальных центров социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, при проведении обследования материально-бытового положения семей при назначении государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, выдаче удостоверения многодетной семьи, оказании социальных услуг семьям, в том числе и  на дому. Специалист ТЦСОН в пределах компетенции проводит оценку бытовых условий проживания семьи, совместно с родителями определяет основные проблемы и потребности семьи, информирует о возможных видах помощи в сфере социальной защиты. 

При анонимном обращении по телефону «горячей линии» о кризисной ситуации специалист оказывает экстренную психологическую помощь, информирует обратившегося гражданина об учреждениях и организациях, оказывающих помощь.

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей1.

Отдел образования ведет Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан (далее – Журнал учета, приложение 2). Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом начальника отдела образования.

При поступлении информации от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, организаций, осуществляющих учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, или организаций, предоставивших гражданам жилые помещения, о наличии у собственников (нанимателей) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг регистрация таких сообщений в Журнале учета осуществляется только в случае, когда содержит сведения о проживании в жилых помещениях детей и наличии неблагоприятной для обстановки (что влечет за собой проведение социальных расследований).

В иных случаях (сообщение не содержит сведения о проживающих в жилых помещениях детях, представлена в виде списка фамилий и адресов и пр.) поступившее письмо регистрируется согласно нормам общего делопроизводства отдела образования и направляется для сведения в учреждения образования по месту нахождения указанных жилых помещений.

Отдел образования при поступлении информации организует деятельность согласно пункту 8 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении1. В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация направляется в одно из них для проведения социального расследования, а копии – в другие учреждения, при раздельном проживании несовершеннолетнего с родителями в период обучения – по месту проживания родителей.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ

В СЕМЬЯХ, ГДЕ ПРИСУТСТВУЕТ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ

 

Под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Проживание детей в семье, где имеет место насилие одного из членов семьи по отношению к другому (нескольким членам семьи), может негативно сказаться на их развитии и воспитании.

Своевременное выявление неблагоприятной обстановки в данном случае позволит обеспечить безопасность ребенка (детей) и привлечь внимание специалистов к ситуации в семье.

Статьей 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, а также за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенное в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания.

В ряде случаев при наличии факта нарушения общественного порядка действия правонарушителя квалифицируются по статье 17.1 КоАП, устанавливающей ответственность за оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу.

Частью 4 статьи 11.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) определена обязанность органов, наложивших административное взыскание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5 и 17.8 КоАП, в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информировать об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.

Аналогичная норма закреплена в Положении о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении1.

В отдельных случаях, несмотря на наличие семейно-бытового конфликта, административный процесс не начинается. К примеру, отсутствует заявление потерпевшего о привлечении виновного лица к административной ответственности. Зачастую подготовка дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.1 КоАП, оканчивается вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении ввиду примирения потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказа потерпевшего от освидетельствования или прохождения судебно-медицинской экспертизы. Рассмотрение дел данной категории может осуществляться длительно либо быть приостановлено.

Своевременное выявление неблагоприятной для детей обстановки и проведение мероприятий по устранению ее причин и условий могут быть не осуществлены по причине несвоевременного направления соответствующей информации.

ОВД целесообразно направлять соответствующую информацию в отделы образования по всем выявленным фактам семейно-бытовых конфликтов независимо от принятого процессуального решения в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, в течение трех рабочих дней после обнаружения такого конфликта.

Педагогические работники, которым стало известно о случаях или признаках насилия в отношении несовершеннолетних (в том числе – сексуального насилия), действуют в соответствии с Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Наличие факта насилия в семье, где воспитываются несовершеннолетние дети (ребенок), в случае, когда лицо, в отношении которого осуществлялось ведение административного процесса, не привлечено к административной ответственности, не является единственным основанием для признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – СОП), а служит поводом к изучению ситуации в семье.

При работе с такой семьей необходимо максимально корректно учитывать интересы всех ее членов, при возможности вовлекая в решение проблем виновника семейного насилия.

 

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

 

Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и социально опасного положения детей требует глубокого изучения ситуации в семье, которое необходимо проводить учреждению образования во взаимодействии с государственными органами, государственными и иными организациями.

При формировании персонального состава комиссии по проведению социального расследования необходимо принимать во внимание содержание поступившей информации о том, как выявлена и в чем заключается неблагоприятная для детей обстановка.

Учреждение образования, которому поручено проведение социального расследования, привлекает для изучения положения детей в семье иные учреждения образования, в которых учатся братья и сестры обучающегося (по возможности и территориальной доступности).

К социальному расследованию в отношении семьи, где имели место семейные скандалы (насилие в семье), где проживают лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, лица, которые состоят (либо ранее состояли) на учете в ОВД, обязательно привлекается сотрудник ОВД. Целью его участия становится не только обеспечение безопасности членов комиссии, членов семьи, но и проведение (при необходимости) профилактических мероприятий по месту жительства указанных лиц.

В отношении детей до трех лет, детей-инвалидов либо семей, где оба родителя либо один из них имеет инвалидность, важно обеспечить совместное посещение семьи с участием медицинского работника, согласованного территориальной организацией здравоохранения.

Семьи, где воспитывается ребенок-инвалид, семьи, где оба родителя либо один из них имеет инвалидность, либо иные семьи, в отношении которых поступила информация о неудовлетворении жизненных потребностей детей в пище, крове и пр., посещаются с участием представителя ТЦСОН. Специалист ТЦСОН в пределах компетенции определяет проблемы семьи и их причины, информирует о возможности получения социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания системы Минтруда и соцзащиты, оказании иных видов помощи в сфере социальной защиты (содействие в трудоустройстве (переобучении), назначение государственной адресной социальной помощи, государственных пособий на детей, предоставление технических средств социальной реабилитации, оказание материальной помощи и др.). 

Привлечение представителей структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, либо организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, может быть обусловлено проживанием семьи в жилом помещении, где рассматривается вопрос о непригодности к проживанию, либо жилом помещении государственного жилищного фонда (социальное жилое помещение, арендное жилье). В этом случае указанные специалисты оценивают сохранность жилого помещения, необходимость ремонта, разъясняют родителям порядок проведения капитального и текущего ремонта и пр.

Обследование условий жизни и воспитания детей должно проводиться в присутствии их родителей (единственного родителя).

В случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой воспитываются дети, обучающиеся в разных учреждениях образования, в посещении семьи (по возможности и территориальной доступности) принимают участие представители всех учреждений образования.

В ходе посещения семьи комиссия составляет акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), который подписывают члены комиссии и представители государственных органов, государственных и иных организаций, посетивших семью. Родители, присутствующие при посещении, должны быть ознакомлены с актом. Примерные аспекты изучения ситуации в семье в момент посещения приводятся в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения, а также сведения о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) (часть 2 пункта 11 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении).

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях:

беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);

психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

анализ информации, поступившей от государственных органов, государственных и иных организаций;

анализ информации, поступившей с места работы родителей;

изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);

анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;

анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Важно поступление от государственных органов, государственных и иных организаций актуальной информации, имеющей значение для признания детей находящимися в СОП.

В случаях проживания детей в семьях, где имело место злоупотребление родителями алкогольными напитками дома, в качестве меры профилактического воздействия к таким родителям может быть применено рассмотрение на опорном пункте охраны правопорядка (ОПОП) либо на заседании комиссии по борьбе с пьянством сельского исполнительного комитета.

По итогам социального расследования готовится обобщенная информация (приложение 4).

         Родители имеют право быть ознакомленными с информацией, которая послужит основанием для признания либо непризнания детей находящимися в СОП.

         Рассмотрение результатов социального расследования на заседании Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением №221, с участием представителей государственных органов, государственных и иных организаций.

Результаты социального расследования в семье, где воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального образования, дети школьного, дошкольного возраста, неорганизованные дети, в том числе в возрасте от 0 до 3-х лет, не посещающие учреждения дошкольного образования, необходимо рассматривать на совместном заседании Совета профилактики.

Если в семье воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального образования, общего среднего, дошкольного образования, проживающие на территории одной административно-территориальной единицы, то совместный Совет профилактики проводится на базе учреждения общего среднего образования, которое назначено отделом образования для проведения социального расследования.

В случае когда в семье воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся (воспитывающиеся) в учреждениях образования, расположенных на территории различных административно-территориальных единиц, то совместный Совет профилактики проводится на базе учреждения образования по месту жительства родителей.

Обязательно приглашение родителей и их участие в заседании Совета профилактики, что может служить мерой профилактики семейного неблагополучия.

Поэтому приглашение на Совет профилактики лучше проводить, непосредственно общаясь с родителями несовершеннолетнего. Возможно сочетание устного и письменного приглашения (с подписью председателя Совета профилактики), которое подчеркнет особую важность события, а также будет служить напоминанием.

Целесообразно планировать заседание Совета профилактики в вечернее время либо в субботу (шестой школьный день), чтобы родители смогли на него прийти. При неявке родителей на заседание Совета профилактики в протоколе делается соответствующая запись.

О результатах социального расследования учреждением образования информируется отдел образования, направивший информацию о неблагоприятной для детей обстановке.

Информирование граждан, сообщивших о семейном неблагополучии, о результатах социального расследования и рассмотрении материалов на заседании Совета профилактики возможно только при наличии документов, подтверждающих, что данный гражданин имеет право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информации о частной жизни физического лица и персональных данных относится к информации, распространение и (или) предоставление которой носит ограниченный характер.

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

В компетенцию координационных советов входит принятие решения о признании ребенка (детей) находящимися в СОП и определении мероприятий, обязательных для исполнения родителями и государственными органами и организациями, о направлении родителей за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации; о внесении изменений и дополнений в ранее принятые решения; о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите; о прекращении исполнения решений; об отклонении не соответствующих требованиям законодательства материалов и привлечении подготовивших их должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или социально-педагогический центр (далее – СПЦ) по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования, направляет материалы, предусмотренные постановлением № 221, в координационный совет по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

В случае принятия решения совместным заседанием Совета профилактики, материалы, предусмотренные постановлением № 22, в координационный совет направляет учреждение образования, ответственное за проведение социального расследования.

Материалы в обязательном порядке регистрируются секретарем координационного совета (далее – секретарь) в день их поступления в координационный совет.

На основании анализа поступивших материалов секретарь в течение 5 рабочих дней готовит проект решения координационного совета.

Секретарь при анализе поступивших материалов обращает внимание на:

основания для проведения социального расследования;

полноту мероприятий, проведенных в рамках социального расследования, привлечение субъектов профилактики и их мнение;

выбор психологических методов и методик, используемых исходя из информации о семейном неблагополучии, пола, возраста, особенностей личности несовершеннолетнего и его законных представителей;

полноту, достоверность и достаточность сведений по результатам социального расследования;

выводы, сделанные в результате проведения социального расследования и изучения условий семейного воспитания (выводы должны содержать информацию о наличии критериев социально опасного положения);

актуальность и конкретность мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия:

наличие мероприятий с несовершеннолетним и его законными представителями, направленными на восстановление семьи, в том числе на создание необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих индивидуальную и групповую коррекцию, направленные на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, их законных представителей, которые приводят к психологическим проблемам и семейному неблагополучию;

наличие межведомственного подхода в процессе оказания помощи семье и ребенку.

В ходе анализа поступивших материалов секретарь может рекомендовать учреждению образования, направившему материалы в координационный совет, внести в них соответствующие изменения и дополнения.

Руководитель учреждения образования, направившего материалы в координационный совет, принимает участие в заседании координационного совета и докладывает его членам результаты социального расследования, обосновывает необходимость признания ребенка (детей) находящимся в СОП.

Выписка из протокола заседания координационного совета направляется секретарем родителям (единственному родителю), государственным органам, государственным и иным организациям не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.

При принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП необходимо учитывать совокупность критериев и показателей СОП, мнение родителей, а также представителей государственных органов, государственных и иных организаций.

В частности, решение о признании ребенка находящимся в СОП принимается в случае, если установлено, что он воспитывается в семье, где родители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по его воспитанию, обучению или содержанию и выявлены критерии и показатели СОП1.

         В случаях, когда родитель, создавший неблагоприятную для ребенка (детей) обстановку, не проживает совместно с ребенком (детьми), признание детей находящимися в СОП нецелесообразно.

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, ПОВЛЕКШИХ СОЗДАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ

 

Необходимо понимать, что мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия) – это совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки1.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями еще в процессе участия в проведении социального расследования и обусловлены наличием критериев и показателей социально опасного положения детей.

К примеру, для решения вопроса об удовлетворении потребностей ребенка в пище, одежде и пр. в семье, где родители не трудоустроены (уклоняются от трудоустройства), необходимы мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве.

В отношении семьи, где не обеспечивается потребность ребенка в получении общего базового образования, в ходе социального расследования должны быть установлены причины, обусловившие такую ситуацию, и соответственно этому формируются мероприятия.

Мероприятия должны быть определены так, чтобы было обеспечено взаимодействие с родителями при их реализации и должны быть направлены на устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Прежде всего, это меры по обеспечению безопасности детей в семье, поэтапному изменению ситуации в семье, в том числе в родительско-детских отношениях. К реализации мероприятий необходимо привлекать родственников, других близких семье людей, членов трудового коллектива по месту работы родителей, а также общественные организации, имеющие возможность оказывать помощь семье. По каждому мероприятию устанавливаются ответственные исполнители и сроки.

Рассмотрение реализации мероприятий осуществляется координационным советом не реже 1 раза в квартал.

Для обеспечения такого анализа государственные органы, государственные и иные организации, ответственные за реализацию мероприятий, в сроки, указанные в решении координационного совета, предоставляют секретарю за подписью руководителя анализ выполнения мероприятий и предложения по их дополнению, изменению сроков исполнения мероприятий и ответственных исполнителей.

Секретарь в течение 5 рабочих дней обобщает предложения и готовит проект решения координационного совета.

В случае отсутствия положительной динамики в реализации мероприятий и принятия координационным советом решения обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН) о признании ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите (далее – НГЗ), координационный совет определяет государственный орган или организацию, уполномоченные направить ходатайство.

В мероприятия по устранению критериев и показателей социально опасного положения, которые формируются координационным советом, учреждениям образования целесообразно включать только индивидуальные коррекционные меры (индивидуальная диагностика, индивидуальная и групповая либо подгрупповая коррекция). Общие мероприятия с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, и их родителями должны фиксироваться в годовом плане работы учреждения образования по направлениям, а также в планах работы специалистов социально-педагогической и психологической службы.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИМИ И ГАЗОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,

ВХОДЯЩИМИ В СИСТЕМУ

МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ,

ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ

В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ГДЕ ОТСУТСТВУЕТ ЭНЕРГО-

И (ИЛИ) ГАЗОСНАБЖЕНИЕ

 

Отделы образования (уполномоченные ими организации) ежемесячно предоставляют в энерго- и газоснабжающие организации списки детей, признанных находящимися в СОП (приложение 5).

Энерго- и газоснабжающие организации на основании предоставленной информации выявляют семьи, у которых образовалась задолженность за услуги электро- и газоснабжения за два и более расчетных периода, и направляют информацию в координационные советы с указанием размера выявленной задолженности, даты письменного предупреждения семьи о наличии задолженности и установленных сроков оплаты задолженности, даты планируемого предстоящего прекращения оказания услуг электро-, газоснабжения.

Координационные советы на основании полученной от энерго- и газоснабжающих организаций информации принимают необходимые меры в отношении семей по погашению задолженности за услуги электро- и газоснабжения с последующим информированием энерго- и газоснабжающих организаций о результатах принятых мер в срок не позднее одного месяца.

При неоплате семьями задолженности за услуги электро- и газоснабжения в установленные в предупреждении сроки энерго- и газоснабжающие организации передают материалы в нотариальную контору для совершения исполнительных надписей и далее для принудительного исполнения.

Прекращение оказания семье услуг электро- и газоснабжения производится только в том случае, если были приняты все необходимые меры воздействия.

Дата предстоящего фактического прекращения оказания услуг электро-, газоснабжения согласовывается с координационными советами.

Обмен информацией между энерго-, газоснабжающими организациями и отделами образования и координационными советами производится в электронном виде по предварительно согласованному формату.

По решению координационного совета аналогичный порядок устанавливается также в отношении многодетных, опекунских, приемных семей, воспитывающих троих и более несовершеннолетних детей (с учетом родных и приемных детей), детских домов семейного типа, семей, воспитывающих детей, в которых оба родителя в полной семье (единственный родитель в неполной семье) являются инвалидами I и (или) II группы, а также в которых один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним, неполных семей, воспитывающих ребенка-инвалида, полных семей, воспитывающих ребенка-инвалида с III или IV степенью утраты здоровья.

При этом координационный совет определяет государственные органы или государственные организации, ответственные за информирование энергоснабжающих и газоснабжающих организаций о месте проживания вышеуказанных семей.

 

НЕМЕДЛЕННОЕ ОТОБРАНИЕ ДЕТЕЙ

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, в соответствии со статьей 85 КоБС.

При получении информации о наличии угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, экстренно выбывают по месту нахождения несовершеннолетнего и оценивают безопасность его пребывания.

Целесообразно решениями координационных советов утвердить составы комиссий для осуществления экстренных выездов в семьи по месту пребывания несовершеннолетних из числа сотрудников отделов образования, здравоохранения, органов внутренних дел (далее – уполномоченные сотрудники).

Уполномоченные сотрудники по месту нахождения несовершеннолетнего оценивают обстановку с точки зрения наличия (либо отсутствия) угрозы жизни и здоровью ребенка, принимают меры по обеспечению его безопасности, в том числе передают ребенка на попечение родственников или других близких лиц.

Справочно:

    В соответствии со статьей 149 КоБС ребенок может быть оставлен на попечение родственников или других близких лиц без установления опеки или попечительства.

На следующий день после передачи ребенка на попечение родственников или других близких лиц учреждение образования начинает социальное расследование.

Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией о порядке организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сотрудниками органов внутренних дел может быть составлен установленной формы акт об обнаружении брошенного ребенка.

Анализ законодательства показывает, что акт об обнаружении брошенного ребенка может быть составлен только в случае отсутствия на территории Республики Беларусь законных представителей несовершеннолетних (родители не установлены). Обращаем внимание, что необходимо исключить из практики деятельности сотрудников ОВД составление акта об обнаружении брошенного ребенка в случаях, предусмотренных статьей 85 КоБС.

В случае невозможности передать несовершеннолетнего на попечение родственников или других близких лиц, уполномоченные сотрудники определяют и обеспечивают возможную форму временного помещения ребенка в безопасную среду.

Обращаем внимание, что основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения либо в детский социальный приют является направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Справочно:

Копия направления с кратким изложением причин и оснований для его составления в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения направляется органом, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в управление (отдел) образования по месту проживания семьи для рассмотрения и принятия мер реагирования в соответствии с постановлением № 22.

Основанием для отчисления несовершеннолетнего, помещенного по направлению органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, из учреждения здравоохранения, детского социального приюта СПЦ является:

заявление законного представителя несовершеннолетнего;

копия свидетельства о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка;

копия паспорта законного представителя.

При наличии оснований для признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или СПЦ по месту проживания ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования, направляет материалы, предусмотренные постановлением № 221, в координационный совет по месту жительства ребенка (детей).

Координационный совет действует в соответствии с Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите.

 

УЧЕТ СВЕДЕНИЙ О ДЕТЯХ, ПРИЗНАННЫХ

НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Учет детей, находящихся в СОП, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (СПЦ) в порядке, установленном законодательством1.

         Следует понимать, что формой отчетности, предусматривающей учет сведений о детях, признанных находящимися в СОП, является государственная статистическая отчетность «4-расходы на содержание детей (Минобразование) «Отчет о детях, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, и о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении».

         Для заполнения указанной отчетности ежеквартально отделу образования необходимо иметь списки детей, признанных находящимися в СОП, сведения об их родителях, а также анализ постановки детей на учет и снятия с учета с указанием основания для снятия с учета (нормализация ситуации в семье либо признание ребенка нуждающимся в государственной защите, достижение возраста 18 лет, переезд и пр.).

         Целесообразно ведение учета детей, которые признаны находящимися в СОП, отделами образования либо уполномоченными ими организациями того района, где осуществлено признание. Форма учета приведена в приложении 5. Программное обеспечение для ведения такого учета определяется отделом образования по согласованию с координационным советом.

         Не реже чем 1 раз в квартал СПЦ осуществляется анализ сведений о детях, признанных находящимися в СОП, снятых с учета, возраста детей, детей, проживающих в неполных, многодетных семьях, семьях, где один из родителей временно отсутствует (находится в ЛТП, в местах лишения свободы, в командировке и пр.), семьях, где оба родителя либо один из родителей являются инвалидами.

         Для организации работы государственных органов с семьей важно обеспечить направление им СПЦ списков детей, признанных находящимися в СОП, которое целесообразно осуществлять ежемесячно.

         Учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, признанный находящимся в СОП, учитывает информацию о постановке ребенка на учет и снятии его с учета в отдельном журнале (приложение 6). При этом учреждение образования, которое находится в другой местности, получает из координационного совета сведения о признании обучающегося находящимся в СОП, учитывает поступившее сообщение (приложение 6), организует в пределах компетенции работу по выполнению мероприятий, информирует координационный совет о принятых мерах согласно срокам выполнения мероприятий, но не реже 1 раза в квартал.

         Необходимо понимать, что прекращение работы учреждения образования может быть также связано с выбытием обучающегося, признанного в СОП, в связи с отчислением (завершение обучения, помещение в специальное лечебно-воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение и пр.). В таком случае выполнение мероприятий прекращается на основании приказа об отчислении и в форму учета вносится соответствующая пометка с обязательным информированием координационного совета, принявшего решение о признании ребенка находящимся в СОП.

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ОКАЗАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

При организации работы по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, определении мероприятий представителям государственных органов, государственных и иных организаций, педагогическим работникам учреждений образования необходимо понимать, что в целях улучшения положения детей в семье возможно применить нормы Закона Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании», в котором определено, что трудная жизненная ситуация – это обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно.

Для преодоления трудной жизненной ситуации семье могут быть оказаны социальные услуги.

Социальные услуги оказывают государственные организации:

больницы сестринского ухода;

клинические центры паллиативной медицинской помощи детям;

дома ребенка;

дома (центры) временного пребывания лиц без определенного места жительства;

социально-педагогические центры;

специализированные трудовые мастерские;

учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) и другие;

центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

центры медико-социальной и (или) социальной реабилитации для детей-инвалидов и (или) инвалидов;

центры ресоциализации и (или) социальной адаптации;

иные государственные организации в соответствии с законодательством.

Государственными организациями могут оказываться следующие виды социальных услуг:

временный приют – предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо по объективным причинам утратившим возможность нахождения по месту жительства и месту пребывания;

консультационно-информационные услуги – информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;

социально-бытовые услуги – действия по поддержанию нормальной жизнедеятельности граждан в быту;

социальный патронат – деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста;

социально-педагогические услуги – действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;

социально-посреднические услуги – содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;

социально-психологические услуги – содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;

социально-реабилитационные услуги – комплекс мероприятий по улучшению качества жизни граждан, сохранению и укреплению их здоровья, в том числе посредством создания им условий для независимого проживания и интеграции в общество;

услуги почасового ухода за детьми (услуги няни) – оказание помощи в уходе и (или) кратковременное освобождение родителей от ухода за ребенком (детьми);

услуги сиделки – осуществление ухода за гражданами, имеющими резко выраженное ограничение способности к самообслуживанию и передвижению, действия по поддержанию их жизнедеятельности;

услуги сопровождаемого проживания – оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни, инвалидам – в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение;

услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки) – освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут принимать решение об оказании других социальных услуг с определением категорий граждан, имеющих право на их получение, а также определять иные категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг.

В каждом районе (городе) целесообразно создать перечень социальных услуг, реализуемых учреждениями и организациями, указать порядок обращения за каждой конкретной услугой и контакты учреждения. Такой перечень должен поддерживаться в актуальном состоянии, что позволит инициировать перед исполнительным комитетом (Советом депутатов) расширение его состава (введение дополнительных социальных услуг).

         К примеру, рекомендация родителям обратиться за оказанием им социально-психологических услуг может быть дана Советом профилактики (либо координационным советом) в случае, когда неблагоприятная для детей обстановка сложилась вследствие внутрисемейных конфликтов (между родителями, между бабушкой и мамой ребенка и пр.).

Основанием для направления родителя за оказанием услуги временного приюта может стать внутрисемейный скандал либо утрата семьей жилого помещения вследствие других стихийных бедствий.

         Важно донести до родителей цель своевременного обращения за оказанием социальной услуги, которая заключается в недопущении создания в семье неблагоприятной для детей обстановки и, как следствие, социально опасного положения. Только взаимодействие с родителями в данном вопросе станет базисом для преодоления проблем в семье.

О СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ, ДЕТЕЙ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

С ЦЕЛЬЮ НЕДОПУЩЕНИЯ ИХ ПОПАДАНИЯ

В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

В вопросах профилактики социально опасного положения детей, рожденных несовершеннолетними матерями (несовершеннолетними родителями), важно обратить внимание на своевременность установления опеки над новорожденным, обеспечения семье всех выплат в связи с рождением ребенка, медицинского патронажа новорожденного и его матери.

В отношении детей, родителями которых являются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обеспечить реализацию в рамках постинтернатного сопровождения таких лиц (координатором которого выступают территориальные центры социального обслуживания), оказание возможных видов помощи молодым родителям, обучение их уходу за новорожденным, созданию безопасных условий по месту жительства новорожденного.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь "Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году" от 17 июля 2017 г. (приложение "Основная документация педагогических работников в учреждениях дошкольного образования").

В разделе "Улiк арганiзацыйна-выхаваўчай работы" делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому.

В разделе "Карта персонифицированного учета".

В указанный журнал вносится вся поступившая информация: и от педагогических работников, и извне (от граждан, государственных органов, учреждений и др.). Нумерация в журнале сквозная (записи делаются последовательно в соответствии с датой поступления).

 

 Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 февраля 2016 г. №9.

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.06.2017 №155 «О некоторых вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2009 г. № 323 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 490 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2009 г. № 461»; постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22 июня 2017 г. № 173 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы при рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, заявления о продлении срока предоставления дополнительной защиты в Республике Беларусь, заявления о содействии в воссоединении семьи, принятии решений об утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь и подготовке предложений о необходимости принятия решений об утрате или о лишении убежища в Республике Беларусь».

 

Статьи 4, 16,18 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728                 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановление Национального статистического комитета от 12 сентября 2016 г. № 122.

Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2013 г. № 433.

свернуть

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ