Антикоррупционная политика

Коррупция является одной из важнейших общественно-политических проблем, снижающей темпы экономического роста, подрывающей авторитет государственной власти, создающей нездоровую напряженность в обществе. Преступления, совершаемые должностными лицами, и, особенно, с коррупционной направленностью, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам. Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Президентом и руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности.

В связи с этим борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

15 июля 2015 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь N 305-3 «О борьбе с коррупцией», призванный повысить эффективность антикоррупционной политики в Беларуси. Закон вступил в силу 24 января 2016 года, а статьи закона №№ 49 и 50, предусматривающие внесение изменений в связи с принятием указанного закона в иные законодательные акты Республики Беларусь, вступившие в силу 24 июля 2015 года.

Антикоррупционную политику можно разбить на следующие стадии:

  1. разработка антикоррупционных программ;
  2. планирование антикоррупционных мероприятий;
  3. прогнозирование и анализ состояния коррупции и тенденций в ее развитии;
  4. разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов;
  5. антикоррупционная экспертиза законопроектов и проектов подзаконных актов;
  6. мониторинг реализации антикоррупционной политики и состояния коррупции;
  7. отчетность государственных органов в целях оценки эффективности их антикоррупционной деятельности.

Создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. Соприкосновение с бюджетными средствами создает наиболее питательную почву для коррупционных возможностей. Смысл антикоррупционной политики на этом направлении состоит в поиске и применении наиболее эффективных форм и методов контроля.

К основным мерам, составляющих данное направление антикоррупционной политики. В число наиболее актуальных мер входят:

  • установление максимально дифференцированной бюджетной классификации. Как известно, чем в более общей форме в законе о государственном бюджете (и актах о бюджетах других уровней) закреплены расходные статьи, тем больше появляется возможностей для манипулирования бюджетными средствами;

  • введение механизмов финансовой прозрачности при расходовании бюджетных средств государственными, муниципальными органами и учреждениями (принципы составления смет и их исполнения);

  • обеспечение прозрачности государственных закупок и заказов, их конкурсный характер и прозрачность проведения конкурсов; аудит системы госзакупок;

  • уменьшение объема наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности.

Система мер предупреждения коррупции по законодательству Республике Беларусь.

Предупреждению коррупции в Республике Беларусь посвящена глава 5 Закона «О борьбе с коррупцией», в которой установлены: 

  • Требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений

    Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

    Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:

    • о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;
    • о распределении квот;
    • о выборе поставщиков для государственных нужд;
    • о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;
    • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
  • Ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона «О борьбе с коррупцией».

Государственное должностное лицо не вправе:

    • заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
    • совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;
    • совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах;
    • принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
    • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
    • выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
    • государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете Республики Беларусь, военной службы (службы) в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
    • Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой–третьей и пятой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

  • Ограничения по совместной службе (работе) в государственной организации супругов, близких родственников или свойственников

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливаются ограничения по совместной государственной службе государственных служащих, совместной службе сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совместной работе в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) иных лиц, являющихся супругами, близкими родственниками или свойственниками, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

  • Меры, направленные на обеспечение финансового контроля

Государственные должностные и приравненные к ним лица, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, проживающие совместно с ними и ведущие общее хозяйство, а также граждане Республики Беларусь, поступающие на государственную службу, службу в Следственный комитет Республики Беларусь, военную службу по контракту, службу в органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, представлять декларации о доходах и имуществе в соответствующий государственный орган (организацию).

Непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на службу (работу), назначении на другую должность либо для привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                               Заведующий государственным   

                                                               учреждением образования

                                                              «Петришковский детский сад»

                                                               _______________В.В.Лагутко

                                                              «17» января 2024 г.

 

ПЛАН

мероприятий по противодействию коррупции

в государственном учреждении образования

«Петришковский детский сад»

на 2024  год

 

п.п.

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

1

Декларирование руководителем и членами его семьи доходов и имущества в соответствии со статьей б1 Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств»

До 1 марта

Заведующий

2

Рассмотрение вопроса исполнения законодательства по борьбе с коррупцией на совещании при заведующем.

В течении года

Председатель комиссии

3

Рассмотрение вопросов исполнения законодательства о сохранности собственности, требований Директивы Президента Республики Беларусь №3, Директивы Президента Республики Беларусь №1 на совещании при заведующем.

Согласно

плана

Заведующий

4

Рассмотрение результатов инвентаризаций продуктов питания, материальных ценностей на заседании комиссии по противодействию коррупции

По мере проведения

Заведующий хозяйством

5

Обеспечение проведения работы по разъяснению в коллективе законодательства, направленного на укрепление дисциплины и порядка, исключению случаев уголовно-наказуемых действий, связанных с нарушением антикоррупционного законодательства

Раз в квартал

Председатель комиссии

6

Предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для всех участников образовательного процесса в период культурно-массовых мероприятий (новогодние и выпускные праздники), в праздничные дни

Постоянно

Председатель комиссии, члены комиссии

7

Осуществление контроля за целевым эффективным расходованием бюджетных средств, средств попечительского совета, использованием и обеспечением сохранности государственного имущества, осуществлением хозяйственной деятельности в учреждении

Постоянно

Председатель комиссии, члены комиссии

8

Предупреждение необоснованного списания материальных ценностей оприходованных на баланс учреждения

Раз в квартал

Члены комиссии

9

Отчёт о выполнении плана мероприятий по противодействию коррупции

Декабрь

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

Внесение изменений и дополнений в закон о борьбе с коррупцией

01.03.2023

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 июля 2015 г. № 305-З


О борьбе с коррупцией


Принят Палатой представителей 26 июня 2015 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2015 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З (Национальный
правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2021, 2/2813);
Закон Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З (Национальный
правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.06.2022, 2/2895);
Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 232-З
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2023,
2/2952) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 5 января
2023 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу
1 марта 2023 г.;
Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 232-З
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2023,
2/2952) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 5 января
2023 г. и 1 марта 2023 г.

свернуть

Антикоррупционная деятельность

О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения Директива № 2 от 27 декабря 2006 г. (в редакции Указа № 135 от 23 марта 2015 г.)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

Закон Республики Беларусь 15.07.2015 № 305-З "О борьбе с коррупцией" 

Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей. Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь 15.07.2015 № 305-З "О борьбе с коррупцией".

 

Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста. Преступления, совершаемые должностными лицами, и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, а также аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам.

 

В Республике Беларусь сформирована непримиримая позиция государства по противодействию коррупции и ее преступным проявлениям.

 

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

 

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17 – 20 вышеназванного Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

 

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.

 

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.

Информация с Интернет-ресурса 

 

Совершение коррупционных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

Коррупционными правонарушениями являются:

 

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

 

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;

 

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

 

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

 

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом;

 

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

 

осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

 

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;

 

использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;

 

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;

 

мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

 

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Информация с Интернет-ресурса 

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятки условно делятся на явные и завуалированные.

Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Уголовная ответственность грозит не только за получение, но и за дачу взятки. 

 

свернуть
поделиться в: