Консультация для родителей
«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми от 2 до 3 лет
в адаптационный период»
Когда ребенок впервые поступает в учреждение дошкольного образования (УДО), для него изменяются условия окружающей среды. Переход ребенка из привычных для него условий семейного воспитания в новую макросоциальную среду вызывает эмоциональные изменения и требует перестройки всего организма. Воздействие на организм ребенка инфраструктуры дошкольного учреждения с комплексом физических, гигиенических, педагогических, психологических и социальных факторов, тесный контакт с детьми увеличивает возможность перекрестного инфицирования, приводит к повышенной возбудимости и утомляемости нервной системы. От того, как пройдет период адаптации, зависит дальнейшее здоровье и развитие ребенка.
Характерной особенностью этого возраста (2-3 года) является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для полноценного развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира.
Во избежание психологических перегрузок, стрессов, неврозов у детей в период адаптации, в условиях дошкольного учреждения рекомендуется:
- проводить «Дни открытых дверей» для знакомства родителей с направлениями и принципами деятельности дошкольного учреждения, педагогическим и медицинским коллективом, режимом работы, образовательной средой, организацией жизнедеятельности детей в условиях дошкольного учреждения, возможностями коллективного воспитания;
- приблизить домашний режим дня и режим питания ребенка к режиму дошкольного учреждения;
- приобщать ребенка к взаимодействию с детьми соответствующего возраста и взрослыми;
- проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия по медицинским показаниям.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности как:
- утренняя гимнастика,
- физкультурные занятия,
- закаливание.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика – обязательный компонент двигательного режима в детском саду. Представляет собой комплекс физических упражнений общеразвивающего воздействия, направленных на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака. Продолжительность утренней гимнастики – 5-6 мин.
Физкультурные занятия
Физические упражнения оказывают положительное влияние на здоровье.
Увеличивается выносливость сердца и сосудов. Дети 2-3 лет два раза в неделю занимаются непрерывно в течение 10 минут физическими упражнениями, которые способствуют увеличению частоты сокращений сердечной мышцы.
Увеличивается мышечная сила и выносливость. По мере укрепления мышц ребенок будет более защищен от получения травмы, поскольку сильные мышцы лучше поддерживают суставы.
Увеличивается гибкость. Ребенок в хорошей физической форме должен быть в состоянии свободно поворачивать и сгибать различные части тела в разные стороны в соответствии с физиологическими возможностями человека, не получая при этом травм и растяжений. Обычно гибкие дети более ловки и подвижны.
Ребенок сможет поддерживать нужный вес. Дети, страдающие от избыточного веса, ведут малоподвижный образ жизни. Физические упражнения позволяют эффективно сжигать калории и жир, а также способствуют снижению аппетита.
Борьба со стрессом. Стресс может вызывать напряжение в мышцах, которое приводит к головным болям, болям в животе и другим неприятным ощущениям. Ваш ребенок должен научиться не только чувствовать напряжение в своем теле, но и эффективно с ним бороться. Один из лучших способов справиться со стрессом - физические упражнения.
Закаливание
В качестве эффективного средства профилактики и лечения многих заболеваний рекомендуется ходить босиком. Босохождение (ходьба босиком с постепенным увеличением времени от 2 до 5 мин, в теплое время года – по траве, песку) – один из видов закаливания в УДО.
На коже стоп находится большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод. Если эти участки стимулировать регулярно, то укрепится иммунитет, повышается сопротивляемость организма к простудным инфекциям. Нажимая на них, можно снять боли, оказать лечебное воздействие на организм.
Ходьба босиком по специальным резиновым коврикам с рифлёной поверхностью в проветренном помещении, в облегченной одежде, осуществляет повседневный разогревающий массаж подошв и является великолепной закаливающей процедурой.
Вот почему всякая возможность побегать ребенку босиком – лишний шаг к здоровью.
Также не следует забывать, что хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают очень многие дети.
При хождении босиком стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Поэтому используйте хождение босиком для укрепления здоровья.
Источники:
- Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО, 2019. – 479 с.
- Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования Методические рекомендации / Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр гигиены». – Минск : 2004. – 43 с.
- Власенко, Н. Э. Методика проведения утренней гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста гуо «ясли-сад №273 г. Минска»: семинар-практикум для воспитателей / Н. Э. Власенко. – Минск, 2016.