Мини-музей "НАША СПАДЧЫНА"
Районный фестиваль «Я познаю мир»
Мини-музей "НАША СПАДЧЫНА"
1.НАЗВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ:
«НАША СПАДЧЫНА»
2.ПРОФИЛЬ МИНИ-МУЗЕЯ:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.
- ЦЕЛЬ:
Развивать
-познакомить детей с историей появления традиционной, белорусской, народной игрушки;
- формировать представления детей о музейной педагогике, о народных промыслах Белоруссии, истории их возникновения; -формирование исследовательских умений и навыков дошкольников; -развивать творческое воображение, художественный вкус;
-воспитывать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Место расположение: Метод кабинет УДО;
(Конструкция мини – музея представляет собой коробку «скрыню», которую можно переносить в группы, музыкальный зал, для реализации образовательного процесса)
Руководитель мини-музея:
Музыкальный руководитель С.Н.Каменская
Структура управления мини-музеем:
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Правила поведения в музее:
В музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами;
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности. После посещения музея создаются условия для самостоятельной деятельности детей.
Все экспозиции музея интерактивны. Дети не только рассматривают экспонаты, но и могут взять их в руки (потрогать, поиграть ими), рисуют, лепят, играют.
Задача мини-музеев не только в том, чтобы передать информацию, содержащуюся в экспозиции, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету (что тоже немаловажно), но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое в музее, детском саду, из других источников информации – книг, телевидении. В конечном итоге занятия в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно – эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию, чувство национальной гордости.
Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребёнку, даже совсем малышу. Предмет – главное наше «учебное пособие», которое дети могут потрогать, пощупать.
В ходе занятий дети «проживают» определённую тематическую, историческую ситуацию или целый исторический период. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, ребёнок и музейный педагог; все они могут и задавать вопросы, и отвечать на них. А «ответы» нередко воплощаются в увлекательных практических действиях – «семейных» трапезах или рукотворном труде.
В создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, их папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею, у них появляется интерес, они с гордостью показывают принесённые из дома экспонаты и рассказывают о них. Мы стремимся к тому, чтобы дети «работали» преимущественно с подлинными вещами, созданными в прошлом или в наши дни народными умельцами.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Общее количество экспонатов 40 наименований. Основные разделы мини-музея:
«Куклы из ткани», «Игрушки из глины», «Игрушки из дерева», «Игрушки из соломы», «Куклы из льна».
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МУЗЕЯ:
№ |
Название этапа |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1 |
Подготовительный этап. |
1. Родительское собрание. 2. Анкетирование. |
Сентябрь 2018 |
1. Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. 3. Выбор инициативной группы. |
2 |
Практический этап. |
1. Сбор экспонатов. 2. Оформление выставки. 3. Индивидуальная работа с детьми. 4. Проведение экскурсий. |
в течение года октябрь- ноябрь |
1. Создания мини-музея: «Наша Спадчына». |
3 |
Подведение итогов. |
1. Проведение экскурсий в мини-музее. 2. Заседание инициативной группы. |
в течение года май |
1. Альбом «Мини-музей «Наша спадчына». 2. Выставка экспонатов мини |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ
«НАША СПАДЧЫНА»
Формы работы мини-музея:
- 1. Театрализованная деятельность;
- Игровая деятельность;
- Мастер – класс;
- Семинар;
- Обмен опытом;
- Работа с родителями;
Календарный месяц |
Содержание работы |
Задачи |
Участники |
|
Сентябрь |
Беседа «Что такое музей» Отгадывание загадок о свистульке, Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми |
Познакомить детей с понятием музей. -Рассказать о разновидностях музеев, о правилах поведения в процессе их посещения; -Приобщать детей к белорусской национальной культуре; способствовать развитию эстетического вкуса. |
Воспитатели, родители, дети. |
|
Октябрь
Ноябрь
|
Беседа "Такие разные свистульки". Д/и «Узнай по звуку» Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми
|
-Познакомить с различными видами свистулек (деревянная, глиняная, свистулька с водой); -Развивать творческие способн. -продолжать знакомить детей с народными традициями; -развивать познавательные способности, любознательность. - воспитывать чувство уважения к обычаям народа и традициям наших предков; |
Воспитатели, родители, дети.
Воспитатели, родители, дети. |
|
Декабрь |
|
продолжать знакомить детей с народными традициями; -развивать познавательные способности, любознательность. - воспитывать чувство уважения к обычаям народа и традициям наших предков; |
Воспитатели, родители, дети. |
|
Январь |
Музыкальное развлечение: «Калядки-добрыя святки» Рисование по теме «Птичка-свистулька»
Отгадывание загадок Про свистульку, чтение сказок.
|
-развивать активный словарный запас, грамматический строй речи, слуховое восприятие, мелкую моторику, слуховую память и фантазию. -приобщать детей к белорусской национальной культуре; |
Воспитатели, родители, дети. |
|
Февраль |
|
-продолжать формировать умение лепить предметы используя приёмы: раскатывание, сплющивание, примазывание, вытягивание. -развитие культурно-гигиенических навыков; -воспитывать чувство уважения к обычаям белорусского народа; |
Воспитатели, родители, дети. |
|
Март |
Фольклорный праздник: «Гуканне вясны» Консультация для родителей: «Народная игрушка» |
-познакомить с историей возникновения свистульки; -развивать интерес к истории возникновения разных предметов;-воспитывать чувство патриотизма; |
Воспитатели, родители, дети. |
|
Апрель |
Историческое путешествие: «Город мастеров»
Кола гульняў з народнымі цацкамі;
Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными детьми.
|
-познакомить с декоративно-прикладным творчеством белорусского народа; -развивать творческие способности, фантазию детей;- воспитывать чувство уважения к обычаям белорусского народа;
|
|
|
Май |
|
-познакомить родителей с экспозицией мини-музея; -вызвать устойчивый интерес к пополнению экспонатами мини- музея; |
Воспитатели, родители, дети. |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ:
Подбор художественной литературы;
Пополнение мини-музея;
Подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий для детей других групп детского сада;
Пополнение картотеки стихотворениями, загадками, пословицами, поговорками.
Подборка конспектов мероприятий с детьми в мини – музее.