Страничка учителя-дефектолога

Что такое интеграция.

Что такое комплексное и интегрированное занятие?

 

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Пример: на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.)

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки и дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты).

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

* социальные, в том числе нравственно-этические;

* эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

* логико-математические;

* естественно-научные.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах.

Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе

С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Комплексное занятие состоит из 3-х блоков:

Творческий блок. Этот блок направлен на развитие чувства цвета, ритма, композиции, умения изображать простейшие предметы (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация).

Общеразвивающий блок. Этот блок направлен на развитие памяти, внимания, мышления: элементарные математические представления (счет, сравнение величин, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с цифрами и пр.) развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Музыкально – физкультурный блок. Этот блок направлен на развитие музыкального слуха, динамического слуха, чувства ритма; на сохранение и укрепление здоровья детей (поют, танцуют, учатся слушать музыку, понимать ее характер, играют на детских шумовых и ударных инструментах; использование здоровьесберегающих технологий, физкультминутки, динамические паузы и т.д.)

свернуть

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 5 – 6 лет

Консультация для родителей

 

Возрастные нормативы речевого развития

ребенка 5 – 6 лет

 

В этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи.

Словарь.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный, (но ребенок еще не может достаточно свободно пользоваться ими). Ребенок понимает, осознает оттенки значений глаголов, отражающих характер движения и прилагательных оценочного характера, многозначность слов. Появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Идет формирование видовых, родовых понятий. Отмечается качественное увеличение словаря.

Существительные – ребенок чаще использует слова с обобщающим значением, собирательные существительные, более тонко дифференцирует их, в словаре больше слов - названий, отдельных деталей и частей, существительных, обозначающих названия профессий, социальных учреждений, инструментов, оборудования.

Глаголы – возрастает не только их количество в речи, но и качественные характеристики. Использует разные формы глаголов, приставочные глаголы, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей.

Прилагательные – употребляет прилагательные, обозначающие различные признаки предметов. Больше качественных прилагательных, меньше относительных и притяжательных.

Наречия – употребляет наречия, характеризующие отношения людей к труду, качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Числительные – отдельные числительные. Деепричастие – сидя.

Предлоги – использует как простые, так и сложные предлоги. Предлоги, союзы употребляются в самых разных значениях (встречаются неточности их употребления).

Совершенствуется умение подбирать слова с противоположным значением – антонимы (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), а также слова со сходным значением – синонимы.

Грамматический строй речи

Морфология. Совершенствуется умение согласовывать в предложении прилагательные, числительные с существительными, формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами. К 6-ти годам усваивает предложно – падежные формы единственного и множественного числа, изменения большинства прилагательных по падежам, числам, родам, правильно употребляет глаголы, наречия. Встречаются еще ошибки при образовании разных грамматических форм, особенно Р. п. мн. числа существительных.

Словообразование. Совершенствуются способы словообразования (суффиксальный, суффиксально-префиксальный, способ словосложения). Ребенок образует форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Синтаксис. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений – в структурном отношении речь усложняется, возрастает объем высказываний. Ребенок еще испытывает затруднения в правильном построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении.

Связная речь

Диалогическая речь совершенствуется. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает более и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая  правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания.

Монологическая речь.  Совершенствуется связная монологическая речь. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картине, по серии картинок, по плану, образцу,  из личного  и коллективного  опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера. Появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственные, временные и другие отношения, зависимости между предметами. Высказывания становятся выразительнее,  содержательнее и точнее, а фраза более развернутой. Развивается умение выбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в повествовательном высказывании. Активно осваивает построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи ребенок начинает пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, предложений между собой. Ребенок еще испытывает затруднения при построении связного текста с использованием всех структурных элементов (начало, середина, конец), в соединении различными способами цепной и параллельной связи частей высказывания.

Речевой слух совершенствуется. Появляется критичность к собственной речи и речи окружающих, умение замечать речевые недостатки, контролировать  собственную речь (вырабатывается самоконтроль).

Просодика. Совершенствуется речевое дыхание, выдох становится более продолжительным (5 – 6) слов на выдохе. Ребенок регулирует темп и громкость в зависимости от ситуации, более свободно использует средства интонационной выразительности. Часто пользуется в речи вопросительной, повествовательной интонацией, может передать свои чувства.

 

 

Составил

Учитель-дефектолог

С.В. Михица  

 

 

Литература.

 

Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.

Козырева Л.М.  Развитие речи. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2007.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва, 2002.

свернуть

«Развитие речи детей 6 – 7 лет»

Консультация для родителей

«Развитие речи детей 6 – 7 лет»

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6-7 ЛЕТ

      Словарный запас

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник

  • долженвладеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова(профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)
  • Не должен путать сходныепредметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан,  фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан - говорит«чашка».
  •  Должен знать из чего состоят предметыу дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.
  • Ваш ребёнок должен владеть достаточным количествомглаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет.  Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют),  как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут)

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антонимвысокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилойПредлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.  К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Грамматический строй, связная речь

К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное числостулья, окна, ведра, пни, дома.

Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.

Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.

Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.

Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

Звукопроизношение

К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками: не все считают нарушением межзубное произношение свистящих СЗЦ, губное произношение Л,  дефекты звуков РШЖ. Родители должны включиться в совместную работу. Без вашей помощи логопеду будет трудно, а иногда и невозможно достичь скорого результата.

«Правила работы при выполнении домашних логопедических заданий»

  1. Логопедические домашние задания выдаются раз в неделю – крайний срок – в пятницу и возвращаются тетради  в понедельник.

Тетради не должны оставаться в саду на выходные дни!

  1.  Домашние задания ребёнок выполняет под руководством родителей.
  2. Выполнение всех заданий обязательно.

    4.Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.

  1. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения. Непонятные  для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!
  2. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  3. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.
  4. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.
  5. Приучайте своего ребёнка бережно относиться к тетради и предлагаемому материалу. Если вложены листы с карточками-раскрасками – их необходимо раскрасить самому ребёнку,  а не родителям  – развиваются графические навыки ребёнка. Все задания нужно выполнять совместно – родитель объясняет, даёт инструкцию, а ребёнок по мере сил выполняет самостоятельно.

 

  

Литература.

Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.

Козырева Л.М.  Развитие речи. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2007.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва, 2002.

 

свернуть

«Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук»

«Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко.

Овладение речью – одна из самых сложных проблем у детей дошкольного возраста. Общение требует соответствующей системы средств, которая может позволить передать свои мысли и переживания и понять своего собеседника. Поэтому правильное овладение речью и ее постановкой имеет огромное значение для общего развития ребенка. И начинать это развитие необходимо, как можно раньше, с раннего дошкольного возраста. Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Именно, “пальчиковая гимнастика” стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.

9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», ««Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», и др. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке: «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Выполняя упражнения вместе с ребёнком, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать , по возможности, все пальцы руки.

Игру нужно проводить около 5 минут

Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 

 

Составил

Учитель-дефектолог

Михица С.В.

Источник: nsportal.ru

свернуть

Гимнастика для губ и языка

Гимнастика для губ и языка

1. «Рыба». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. Открывает рыба рот, Да не слышно, что поет.

2. «Лягушка».

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы.

Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет

от 1 до 5.

Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам; Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под

счет от 1 до 5. Подражаю я слону, Губы хоботом тяну.

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать

сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.

5. «Бублик».

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы

открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать.

6. «Лопата».

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1

до 5. Язык лопатой положи И под счет его держи. Раз, два, три, четыре, пять, Язык надо расслаблять.

7. «Иголочка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный

язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5. Язык иголочкой потом. И потянем острием.

8. «Чистим зубы».

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить

нижние зубы с внутренней стороны (движениями

вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять

под счет от 1 до 5. Чищу зубы, посмотри, Не болели чтоб они.

9. «Качели».

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться

попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не

закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы.

Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1

до 5. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз.

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот

приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу

сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть

неподвижна. Повторить 5 раз. Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу.

11. «Ступеньки». Язычок пошел гулять,

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. По ступенечкам шагать.

12. «Чашечка».

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя

губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет

от 1 до5.

Язык широкий положи И под счет его держи. Получилась пиала – Округленная она. В рот ее мы занесем И края к зубам прижмем.

13. «Индюшата».

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы.

Широким кончиком языка облизать верхнюю губу

сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть

неподвижна. Индюшата-малышата Ножками топочут, Весело болбочут: БЛ – БЛ – БЛ.

14. «Маляр».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким

кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад.

Нижняя челюсть неподвижна. Красить потолок пора. Пригласили маляра. Кисть ведем вперед-назад, Наш маляр работе рад.

15. «Дятел».

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять

по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д).

Нижняя челюсть неподвижна. Целый день я стучу, Червячка поймать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Д-Д-Д-Д-Д.

16. «Лошадка».

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и

оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны.

Нижняя челюсть неподвижна. Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости

17. «Грибок».

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на

гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка

языка – шляпка. На лесной опушке Вырос гриб-волнушка.

18. «Гармошка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к

небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая

языка от неба. Губы в улыбке. На гармошке я играю, Рот пошире открываю. К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

Методические рекомендации.

1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

4. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.

3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.

4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.

5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Упражнения для развития

подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.

2. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.

3. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.

4. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.

5. Языком вытягивать верхнюю губу.

6. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.

7. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.

8. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

9. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.

10. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

 

 

Cоставил:

Учитель-дефектолог

Михица С.В.

Источник: nsportal.ru

свернуть

Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания.

Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедическое домашнее задание-это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Каково значение логопедического домашнего задания?

1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.

2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

3) Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.

 Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут 2 – 3 раза в день.

 Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

 Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.

 Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить  у логопеда.

 Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

 Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи.  Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации   (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

 Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

 Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым   карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).

Что может входить в задания логопеда:

 - Задание на развитие артикуляционной моторики.

 - Задание на развитие мелкой моторики.

 - Задание на развитие направленной воздушной струи.

 - Задание на автоматизацию поставленного звука

 - Лексико-грамматические игры и упражнения.

-Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения ( в зависимости от уровня подготовки детей).

Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.

1.  Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.

2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его  дальнюю перспективу.

3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

4. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

5.  Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

6.  Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.

7. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.

8.  Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок   испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

свернуть

Единые требования к речевому режиму.

Единые требования к речевому режиму.

Единые требования к речевому общению с ребенком для взрослых

консультация для родителей и воспитателей.

Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться. Такая противоречивость часто имеет место, когда в воспитании ребенка участвуют люди разных поколений (родители и бабушки с дедушками), «мужской» и «женский» подходы также различаются между собой. Кроме этого, различия в подходе к воспитанию детей часто обусловлены уникальностью, индивидуальностью каждого человека, на которые оказывают влияние особенности воспитания, уровень образования, социальная среда, а также темперамент, характер, внутренний мир человека.

В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится. Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным. Необходимость общения возникает дома, во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. А ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома. Если этого не происходит, ребенок обычно сначала удивляется, затем огорчается. Поэтому такие ситуации могут повлечь взаимное раздражение и разочарование. По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость общаться не только с близкими, но и с детьми, и с воспитателями. Такие ситуации потребуют нового уровня развития речевого общения. А если до этого с ребенком «играли в поддавки», общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дискомфортным.

В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка 1,5–3 лет, который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи ребенка в семье был единый подход. Главным советчиком в данном направлении выступает логопед, который объясняет, как именно следует вести себя с ребенком, что и когда говорить, как задавать вопросы, какие требования предъявлять на разных этапах его речевого развития. Родители,

общаясь со своим малышом должны: с одной стороны помогать, с другой – создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью:

- разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;

- для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация – в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;

- близкие вместе с логопедом следят за прогрессом в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностями ребенка.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

Навык речи формируется у ребенка по подражанию, поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, и взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); неправильно ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимся вместо созвонимся и др.); путать похожие по звучанию слова (например, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, ложить вместо класть) и т. д. Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:

- правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

- четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

- простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2–4 слов;

- повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

- богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями логопеда закрепляется родителями.

 

Единый логопедический режим в ГУО «Петришковский ясли-сад» и требования к нему

Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной; нельзя торопить ребенка с ответом; необходимо постоянно одобрять ребенка, поощрять правильную речь.

Благожелательное отношение взрослых к детям, страдающим разнообразными нарушениями речи. Создание в саду благоприятной внешней среды, спокойный эмоциональный фон, уважение, доверительное отношение.

Постоянная стимуляция ребенка к речевому общению. Все работники дошкольного учреждения и родители имеют обязанность - постоянно требовать от детей соблюдения речевого дыхания и правильного произношения.

Воспитатели дошкольного учреждения должны вести систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи и развитию всех других сторон речи.

Родители должны уделять серьезное внимание речи ребенка, стимулировать правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать педагогам о событиях в жизни ребенка в саду и семье.

Родители детей с нарушениями речи должны систематически выполнять задания логопеда по закреплению поставленных звуков словаря по темам, закреплению навыков грамматического строя речи, связной речи. Оформлять тетради красочно, аккуратно. Следить за правильным произношением ребенка.

Требования речевого режима для детей, имеющих ФФН и ОНР

Воспитатель не должен:

Торопить ребенка с ответом.

Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку образец правильной речи.

Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками.

Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.

Воспитателю необходимо постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции

 

Подготовил учитель-дефектолог

С.В. Михица

Источник: info@infourok.ru <info@infourok.ru

свернуть
поделиться в: