С огнем шутить нельзя!

13.10.2022
А с чем играет ваш ребенок?

А с чем играет ваш ребенок?

 

Прежде чем начать наш разговор, уважаемые родители, попробуйте честно ответить самим себе на некоторые вопросы. Вам приходилось оставлять своего ребенка дома одного? Как долго ребенок находился дома один? Час, полчаса, двадцать минут? Скажите, а вы знаете, что, если вдруг начнется пожар, даже нескольких минут будет достаточно, чтобы ребенок погиб? Вряд ли кто-то из родителей задумывался над этим. Как правило, мы абсолютно уверены, что это со мной не произойдет и все нравоучительные разговоры не для меня. Увы, цифры статистики говорят об обратном.

На пожарах в Минской области в прошлом году погибло 2 детей.

17 января в Стародорожском районе при пожаре погиб мальчик. Возгорание произошло ночью в жилом доме в агрогородке Старые Дороги. На месте пожара обнаружено тело мальчика семи лет. Его 33-летняя мать доставлена в реанимацию. Ее второму ребенку - 12-летней девочке - удалось спастись. Причина пожара - аварийный режим эксплуатации электропроводки.

3 апреля в результате произошедшего пожара жилого дома в аг. Зазерка Пуховичского района погибла 58-летняя женщина, пенсионерка, а также ее полуторогодовалый внук. Жителем деревни спасена четырехлетняя девочка, которая была доставлена в УЗ «Марьиногорская ЦРБ» в отделение реанимации. Причина пожара – нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.

К сожалению, 2022 год не стал исключением, на днях, страшная трагедия унесла жизни двух маленьких детей в городе Борисов. В тот вечер родители выпили алкоголь и уснули, а дети, оставшись без присмотра, не были достаточно аккуратны с огнем, из-за чего и случился пожар. Такая на данный момент предварительная причина огненного происшествия. Отсюда и следует вывод - главная причина детского травматизма - отсутствие должного надзора со стороны взрослых. Причина одна и она банальна, а вот последствий много и нередко они трагичны.

Именно поэтому мы еще и еще раз обращаемся ваше внимание на данную проблему, уважаемые родители. Вы учите своих детей быть вежливыми, заботитесь об их здоровье, хотите, чтобы они росли умными и развитыми. А ведь научить соблюдать правила безопасности – самая главная задача, потому что от этого зависит жизнь ребенка.

Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда ребенок остается один. И нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой квартире.

Поэтому, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему какое-нибудь задание: подсказать тему игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в обстановке развития пожара – дело нелегкое.

Навыки осторожного обращения с огнем необходимо воспитывать у детей, начиная с 4-5-летнего возраста. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, особенно мальчики, любят применять в играх спички и огнеопасные предметы. У детей отсутствует жизненный опыт, соответственно они не могут предвидеть последствий своих действий. Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места для разведения костра подбирают соответствующие – подальше от родительских глаз – на чердаках домов, в сараях, подвалах, хозяйственных постройках, около стогов сена. Пока огонь небольшой ребенок наблюдает за происходящим, как только огонь принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг, а потом стремление спрятаться. Боясь родительского гнева и наказания, некоторые дети убегают и прячутся в другом месте. Большинство же, закрыв лицо руками от страха, остаются в огненном капкане.

Дети страдают от огня из-за своей неподготовленности. Ребенок не знает, как себя вести в случае возникновения пожара, как действовать, у кого просить помощи и главное, как спастись. И в этом в первую очередь виноваты взрослые. Правильное воспитание детей в семье, привитие им навыков осторожного обращения с огнем, организация их досуга являются залогом предупреждения пожаров и предотвращают детский травматизм. Правилам безопасного обращения с огнем детей нужно обучать, а не просто говорить, что можно, а чего нельзя. К сожалению, в семье обучение детей мерам пожарной безопасности чаще всего ограничивается запрещающими окриками: «Не трогай спички, положи коробок на место!», «Электроплитку не включай!», «Не подходи к газовой плите!». А ведь детям в повседневной жизни приходится, и это вполне естественно, пользоваться газовыми и электроплитами, другими электроприборами (телевизором, утюгом и т. д.), — всем тем, что способно вызвать пожар. Поэтому, общаясь с детьми, упор нужно делать не на запретах, а на разъяснениях.

Где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родителей.

Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно. Учеба не пройдет в пустую, если учитывать особенности детской психологии и индивидуальные особенности ребенка, объяснять и показывать на примерах, играх, фильмах (мультфильмах), картинках и реальных жизненных ситуациях.  В этом поможет мультсериал МЧС Беларуси «Волшебная книга».

Объясните, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно им пользоваться, какие меры предосторожности при этом соблюдать. Расскажите, что при неправильном использовании, этот прибор может вызвать пожар.

Еще раз обращаем внимание родителей на то, что детей нужно не просто «беречь от огня»: не оставлять их одних без присмотра, не разрешать им баловаться со спичками и электроприборами. Необходимо обучать детей правилам обращения с источниками огня и действиям в случае пожара.

Естественно, данные правила дети узнают не только от родителей. Работники Минского районного отдела по чрезвычайным ситуациям уделяют огромное внимание обучению детей правилам безопасности, как в школах, детских садах, так в крупных торговых центрах и летом на пляжах. Однако, уважаемые взрослые, не забывайте делать это и вы, у нас не всегда получается застать всех детей в учреждениях образования и далеко не факт, что пересечёмся с вами в торговом центре или на пляже.